Мыло ручной работы – от Брокара до наших дней

Мыло ручной работы – от Брокара до наших дней

     Как это ни смешно, русский народ мыла до Брокара совершенно не употреблял. Даже в XIX веке россияне предпочитали ходить в баньку и охаживать себя вениками – берёзовыми и дубовыми, а перед этим натирались натуральным щёлоком – золой из печки. Так берберы в пустыне натираются золой и песком до сих пор. А вот россияне сильно продвинулись в этом деле.


     Появившийся в середине XIX века в Москве французский предприниматель Генрих Брокар решил нести прогрессивную мысль об использовании пахучего мыла в народ.

     Откуда же взялся Брокар в России? Его отец был французским парфюмером, потом уехал в США, откуда к нам и пожаловал Генрих Брокар. Сначала он был инженером-технологом или лаборантом на фабрике. Уже тогда этот удачливый француз знал всю технологию производства мыла и духов.

     А вот жена Брокара была обрусевшая бельгийка – Шарлотта Ревэ, воспитывавшаяся в одном из лучших московских пансионов и знавшая вкусы своих потенциальных клиенток. Тем более, что Шарлотта Андреевна говорила свободно по-русски и вела деловые переговоры наравне с мужем. Она же придумывала привлекательную упаковку для продукции.

     Шарлотта Брокар следила за тем, чтобы дизайн этикеток и название продукции соответствовали духу времени. После победы в русско-турецкой войне фабрика Брокара выпустила мыло и помаду "Букет Плевны".

     Несмотря на очевидную дешевизну куска мыла, народ его покупать поначалу не желал. Тогда жена Брокара Шарлотта посоветовала ему делать мыло со всеми буквами русского алфавита – "Детское" – по нему детишки могли выучить азбуку, а для ярмарок – фигурки весёлых зверушек из мыла.

     Купцы с удовольствием везли пахучие гостинцы детишкам и аппетитным купчихам. Мыло Генриха Брокара под названием "Народное" продавалось тогда всего по копеечке за брусок. И процесс, как говорится, пошёл. Производство выросло в 100 раз за короткий срок.

 

     Производили и "Медовое" мыло, и "Янтарное". Варили такое мыло 2 раза в день. Всего по 30 фунтов мыла за каждый приём. По 10 дюжин кусков в день. Брокар постоянно придумывал какие-то новые сорта: "Шар", "Огуречное", "Народное", "Греческое" и "Спермацетное", "Розовое". Начал производить и помады с забавными названиями "Народная" и "Весовая".

     Каждый человек тогда принадлежал к определённой "касте" (собственно и сейчас мы разделены на классы). Поэтому народ побогаче покупал мыло "Греческое" и "Спермацетное" из лучших сортов орехового масла. Круглое мыло "Шар", покупала публика попроще, да и стоило оно 5 копеек. Ну, а бедняки покупали мыло "Народное" за 1 копейку.

     Генрих Брокар знал, что завоевать огромный российский рынок нельзя без новинок, и не только мыльных высокого качества, а также красивой весёлой рекламы, на которую не может не заглядеться взыскательная публика.

     Начиналось производство мыла в простой московской конюшне, а продолжилась в доме Фаворской в Тёплом переулке, но через несколько месяцев производство переехало на Зубовский бульвар в дом Клярк. В сентябре 1866 года Компания переехала в дом Соколова на Пресне. Через 7 лет упорного труда Брокар открыл Торговый дом своего имени.

     Рабочие на фабрике Г.А. Брокара получали зарплату 15 рублей в месяц, расчёт производился еженедельно. Вместе с зарплатой каждому сотруднику фабрики выдавались и мыло, и духи, и одеколоны.

     В конце жизни Генрих Брокар отправился на лечение во Францию, как и Савва Морозов, он умер в Каннах. Российская газета "Московский листок" написала душевнейший некролог: "Вчера на юге Франции в Канне состоялись похороны "москвича" Г.А. Брокара. Я не без умысла употребляю слово "москвич": француз по происхождению, пришлый гость Москвы, покойный Брокар был, тем не менее, без сомнения, москвичом. У этого человека были три основных свойства: твёрдый промышленный ум, искренняя любовь к искусству и живая душа".
 
     К 1917 года компания Брокара была огромна, а её обороты выросли в 750 раз. У большевиков не поднялась рука на парфюмерный бизнес, который процветает и ныне. Поэтому до сих пор мы имеем счастье вдыхать ароматы тех "брокаровских" духов и мыла. Конечно, под другими названиями.

Оставить отзыв

* Имя:
* E-mail: (будет скрыт)
   Сайт: (Адрес сайтаhttp://)
* Комментарий:
Введите цифры